Астрология, как искусство предвидения.
Кефер Ян. Практическая астрология или искусство
предвидения и противостояния судьбе. — М., 1991, с. 13–19.
— Возможно ли, чтобы образованный человек занимался астрологией, которая всего лишь суеверие?
— Когда человеку лень изучать некий раздражающий его предмет, тогда он считает за лучшее обозвать его суеверием.
— Астрологией занимаются только шарлатаны!
— Возможно. Если каким-то делом считают для себя зазорным заниматься люди образованные и ответственные, тогда им занимаются шарлатаны. И потом, какая же отрасль науки или искусства свободна от них? Но определяет ли ценность той или иной отрасли само по себе наличие в ней шарлатанов? Признайтесь, что хозяин анатомического музея, выставляющий на ярмарке часто весьма искаженные модели болезней или частей тела, отличается чем-то от университетского профессора анатомии. И если вы скажете, что анатомия — это всего лишь занимательный аттракцион, будете не правы. То же и с астрологией; нельзя делать такой вывод лишь на основании того, что некий бедняга ею живет, т. к. не имеет возможности и средств иными способами зарабатывать себе на хлеб.
— А что вас привело в астрологию?
— Только научный интерес. Мою квалификацию здесь по справедливости никто отрицать не будет. В астрологии нашел я ответ на многие вопросы психологии, педагогики и эстетики, перед которыми современная наука бессильна.
— Ученые, однако, относятся к астрологии отрицательно.
— Все зависит от того, кого вы называете ученым. Если некто является специалистом в химии, он не может профессионально знать историю. По сути никто от него при нынешней специализации этого и не требует. Если историк вмешается в вопросы профессиональной ботаники, весьма вероятно, что он будет смешон. То есть, специалист в области какой-либо науки, бранящей астрологию, не зная ее, поступает некорректно. Пословица, гласящая, что нет врагов искусства — есть невежды, действительна и здесь. Я могу назвать, однако, многих ученых, которые, профессионально изучив астрологию, удивились точности ее выводов. Не забывайте, что авторитетными астрологами были такие люди прошлого как папа Сильвестр, папа Иоанн XXII, Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Петр из Айи, Бруно, Спиноза, Тихо Браге, Кеплер, Френсис Бэкон, Лейбниц и особенно основоположник современной астрономии Ньютон. Если же вы и этих великих людей прошлого считаете шарлатанами, то я с гордостью причисляю себя к этим «шарлатанам». Когда Галлей отверг научность астрологии, ему хорошо ответил Исаак Ньютон. Он спросил его: «Вы изучали когда-нибудь астрологию?» «Естественно, нет» — гордо сказал Галлей. «В таком случае с вами я о ней говорить не буду, так как изучал ее много лет», — заключил Ньютон.
— Если многие ученые чтут астрологию, то почему именно вы пишете эту книгу?
— Жалею, что книга пишется мной, а не кем-то более сведущим в астрологии, чем я. Эта книга не безгрешна, но одно преимущество я за собой скромно признаю. У меня нет предрассудков и я не боюсь высказать непопулярное мнение. Современный человек переполнен предрассудками, хотя и борется с ними. Если что-то противоречит его мировоззрению или тайным желаниям, он помалкивает об этом, облекая свое неприятие в одежды внешне логических рассуждений. Да, сегодня и выдающийся специалист предпочитает молчать, лишь бы не стать посмешищем в глазах людей, привыкших думать в соответствии с велениями моды. А еще со времен Французской революции принято смеяться над астрологией и некоторыми другими значительными дисциплинами, почитавшимися прежде, и теперь мало кто рискнет пойти против течения и вызвать общественное презрение или смех.
Пускай люди, подверженные модным влияниям, думают что угодно, но астрология, создававшаяся тысячелетиями, — наука точная, и поэтому ей не страшны противники в лице подготовленных профессионалов, представляющих другие области знания; а с невеждами любой спор нелеп. Мало кто обладает научной добросовестностью д-ра Джона Батлера, который, желая низвергнуть астрологию, изучал ее семь лет и, наконец, написал книгу, где высказал свое восторженное отношение к ней.
— И все же наука отрицает астрологию.
— Необходимо различать науку и ученых. Наука правдива, ученый же может ошибаться. Те ученые, которые громят астрологию, не зная ее к тому же, поступают так, исходя из наивного догматизма. Ученый же, ставший догматиком, — злейший враг научного прогресса. Некоторая доля консерватизма всегда полезна: этого требует осторожность, но фанатичное восприятие или отрицание чего-либо является самым опасным предрассудком. Кстати, в истории науки немало событий, не красящих научный догматизм. Официальные ученые — члены Парижской академии, категорически отрицали космическое происхождение метеоров и метеоритов, английские ученые исключали возможность создания громоотвода и математически точно доказали, что паровоз не сможет двигаться по рельсам; услышав первый фонограф, они назвали это глупейшим чревовещанием. Когда были открыты спутники Юпитера, они не пожелали взглянуть в телескоп, дабы их вера, что Юпитер не может иметь спутников, не была подорвана. И так же как сегодня мы смеемся над такими учеными, завтра будут смеяться над теми, кто отрицает, что человек, родившийся в полночь зимой, совершенно иной, нежели тот, кто родился в полдень летом, и станут удивляться той твердолобости, с которой они такую очевидную истину отвергают.
— Правда ли, что есть свободная человеческая воля?
— Какой трогательный интерес к этому вопросу! Сто лет доказывают академики, что свободной воли нет, что человек подвержен судьбоносным влияниям, что он является несколько более совершенным животным, что свободная воля — бессмыслица; всякий лентяй и глупец оправдывает свои человеческие качества детерминизмом. А теперь это используется людьми допотопных взглядов против астрологии вместо того, чтобы приветствовать ее как подтверждение детерминистской теории. Все это ошибка. Именно астрология доказывает существование свободной воли, и каждый человек может это ощутить.
— Как же это возможно? С одной стороны, Вы утверждаете, что человек детерминирован, а с другой стороны, что он имеет свободную волю. Ведь астрология невозможна без детерминизма!
— Философы, провозглашающие несвободу человека, все запутали, смешав понятие свободы воли с понятием влияния. Воздействие на наши желания и свободная воля — совершенно разные вещи. Мы, конечно, подвержены влиянию и весьма сильному. Уже физические обстоятельства во многом на нас воздействуют. Только то, что я родился чехом, в Чехии, католиком, что я воспринял от своих родителей и предков определенные свойства тела и души, уже этим и значительно ограничен в своих стремлениях. Затем астрология определяет влияние, которое современная наука обозначает недостаточно хорошо: это влияние определенного пространства и определенного времени, не только исторического, но и астрономического и географического. Однако, свободная воля не реализуется в том, что для человека полностью или частично невозможно или затруднено. Связанный определенными условиями жизни, человек никогда не сможет жить под водой, не сможет ни дышать, ни есть; как чеха меня весьма трудно будет превратить в чистокровного англичанина с его образом мыслей и характером. Следовательно, в этом я связан и детерминирован. Свободная воля проявляется одинаково для всех людей, будь то король или нищий, примитивный или культурный человек. Здесь свободная воля действует независимо от того, с нравственными ли она изъянами или совершенна.
— Свободен ли человек?
— Свобода — духовное качество, не психическое, не физическое, т. к. все психическое и физическое детерминировано. Человек свободен, если живет духом. Проявлением духа является дисциплина и распорядок. Человек, опутанный модными предрассудками, чувствами, наклонностями или страстями, — несвободен, и чем больше психическое и физическое отступает перед этими инстинктами, тем более он опускается в сферу материальную и эмоциональную: там, конечно, свободы нет и быть не может. Человек делается рабом материальных и психических категорий, своих страстей, чувств и инстинктов и его свобода все более и более урезается. Если мы хотим быть свободными, то должны свободу пестовать и устранять из своей жизни все, что мешает нашей духовной независимости. Никакое влияние, ни материальное, ни психическое, ничто — ни болезнь, ни смерть — не могут принудить человека, чтобы он действовал подло, рабски или чтобы он отдался злу. Всегда он может выбирать; правда, выбирать между предрасположенностью, детерминизацией ко злу и бескорыстной склонностью к добру; человек на самом деле выбирает между этими двумя полюсами. Ученые нового времени, подчеркиваю, ученые, т. е. ошибочно рассуждающий ученый еще не наука, затемнили понятие добра и зла, понятие добродетели и греха. Возможно именно поэтому они ненавидят астрологию, т. к. астрология точно, математически доказывает, что есть добро и что есть зло. Ясно показывает, что добро и нравственность — это жизнь и что безнравственность, необузданные страсти и зло — смерть.
— Не это ли судьба?
— Нет. На судьбу ссылаются только лентяй и трус. Наоборот! Каждый держит в руках свою жизнь на этой земле и в вечности. Каждый сам, добровольно, действием своей свободной воли открывает себе врата жизни и неба или врата ада и смерти. То, что мы называем судьбой, — это только наши склонности, наши предрасположения, которые нам даны как средство жизни. Застынем на них — станут нашей судьбой, т. к. эти наклонности и страсти могут опутать только нравственно низкого человека, равнодушного к своей жизни. Сможем из всего, что на нас влияет, сделать рычаг нашей свободы, выиграем этот бой, а с ним и жизнь.
— Так значит астрология не может предсказывать?
— Астрология не занимается предсказаниями. Она лишь предвидит. Прошу различать эти понятия! Каждая наука только тогда является настоящей наукой, когда она может предвидеть. А чем лучше она может предвидеть, тем она точнее и научнее. Для того человек и создал науку, чтобы предвидеть. Овладев законами природы, астроном высчитывает затмения солнца на сто лет вперед — что это? Гадание? Предсказание? Ни в коем случае, просто предвидение. Врач установит, что легкие и сердце пациента разрушает пагубная болезнь и предупредит его, что вследствие этого он проживет недолго. Что это? Гадание, предсказание? Никогда: врач знает объективные признаки болезни и ее течения, отсюда и предвидение. А т. к. человек знает относительно лучше биологические законы, чем физические, врач сможет болезнь ослабить и здоровье пациента поправить. Он знает причину заболевания, возможность эту причину устранить или ослабить. Дает лекарство. Пациент свободен лекарство принять или отвергнуть. Примет лекарство, болезнь ослабнет и неблагоприятное предсказание врача даст осечку. Если же он отвергнет лечение, предвидение врача будет ходом вещей подтверждено во всем его объеме. Астрология начинается с того же, что и все остальные науки. Предвидит, исходя попросту из объективных признаков, переводя факты одного мира природы в область других ее проявлений. Поскольку астрология занимается математической биологией, в которой, как считается, мы разобраться не можем, ее причисляют к сверхъестественному или оккультному ряду. На самом деле все вполне естественно. Астрология знает прошлое и настоящее состояние вещей основательней, чем иные области знания, и потому может предвидеть, что произойдет, как астроном в соответствии с объективными признаками предвидит затмение солнца, а врач течение и ритм запущенной болезни. С причинами тех или иных событий будущего, вскрытыми астрологией, человек всегда может бороться, изменяя их воздействие. Например, если установлено, что фатальная наклонность приведет человека к смерти в самолете (действительно, многие люди с этой предпосылкой питают прямо-таки страстное стремление к авиации), то человек не должен летать. Когда инстинкт побуждает человека стать летчиком — он не свободен и, коли его предупредили, будет виновен в своем несчастном конце. Если же он преодолеет свою страсть — он свободен и его «судьба» не сможет осуществиться.
— Что же в таком случае астрология?
— Это наука, занимающаяся взаимосвязями и соответствием биологических явлений и космоса.
— Значит, вы считаете, что звезды воздействую на нашу жизнь?
— Будьте внимательны! Я не говорил, что звезды воздействуют, речь идет лишь о соответствиях и взаимосвязях биологических и космических явлений.
— Откуда вы знаете, что эти соответствия существуют?
— Из наблюдений и опыта.
— С чем связаны эти аналогии?
— Этого я не знаю и никто этого точно не знает. Это вопрос, который принадлежит пока метафизике. Правда, многие объясняют эту аналогию совпадением и действием электромагнитных полей, другие же излучением космических тел, философы говорят о так называемой предустановленной гармонии, но все это лишь теории, которые меняются время от времени. Наука, к примеру, не знает, почему из семечка вырастает могучее дерево. Зная по опыту, что это так, она изучает, каковы закономерности этого прогресса и не спрашивает почему. Наблюдения и опыт тысячелетий доказывают, что определенным небесным констелляциям (взаимному расположению небесных тел) соответствуют определенные события в жизни отдельных людей и народов, а также процессы, происходящие в неживой природе. Будучи точными наблюдателями мы не задаемся вопросом, почему так происходит, а исследуем, как и где это происходит. Все остальное относится к метафизике, а метафизические вопросы мы в этой книге рассматривать не будем, исходя лишь из опыта и практики.
— Как я вижу, вы верите в астрологию.
— Ни в коем случае. Я знаю. Вера возникает лишь там, где нет знания. Я знаю, что аналогии существуют и могу это доказать, любой человек в состоянии мои доказательства проверить. Вот поэтому я и считаю астрологию наукой. Астрология базируется не на вере, а на знании. Астрология наука и наука точная, т. к. опирается на опыт и наблюдения, как и любая из естественных наук. Это наука детерминированности нашей души и жизненной силы, так же как анатомия и физиология — науки о детерминированности нашего тела. Медицина, зная о детерминированности тела, может влиять на его развитие. Астрология знает о детерминированности остальных слагаемых человеческого бытия и может на них оказывать влияние, ведущее к совершенству и полноте человеческой жизни.
— Считаете ли вы астрологию полезной?
— Посмотрите, как развитие человеческой культуры было направлено на то, чтобы устранить все темное и случайное из жизни, чтобы человек мог жить на этой земле, не боясь непредвиденных несчастий. Старая греческая пословица гласит: «Познай сам себя и будешь знать миры и богов». Если я знаю, какой именно микроорганизм меня убьет, я могу это предупредить и сохранить здоровье. Если я знаю ясно и точно, какая наклонность моей души и какая страсть моего сердца приведут меня к жизни или к смерти, я могу от злых наклонностей и неблагоприятных страстей отречься и, наоборот, усилить склонности хорошие и руководствоваться страстями благотворными. Лишь здесь мы можем с наибольшей полнотой использовать свои свободы. Свободные благодаря своей воле могут идти по жизни, подчиняя ее проявления своей воле. Но эта моя свобода не дается даром, она должна быть решительно завоевана.
— Можно ли добиться свободы своего предназначения?
— Конечно. Только для того, чтобы восславить человеческую свободу, чтобы люди не жили и не умирали в темноте неопределенности и отчаяния, только для этого я написал свою книгу, без колебаний наложил на себя непопулярную печать экстравагантного и не совсем нормального человека. Книга эта не подходит человеку любопытствующему, суеверному и поверхностному. Ее нужно изучать. Я попытался в ней отразить мудрость веков и опыт современных исследователей. Желаю каждому читателю, чтобы бессмертные звезды своими вечными обращениями осветили темноту невежества, устранили угрозу неясной судьбы и указали порт славы его жизни.