Верующий Христианин как убежденный астролог.
© Отец Лоуренс Л. Кэссиди., Урания, М., 1993, No 2–3.
Наверное, мне не следовало писать эту статью. Однако собственный опыт и просьбы других убедили меня в том, что она отвечает определенным потребностям людей. Название статьи можноразвить так: может ли человек быть верующим христианином и в то же время сознательно приниматьпринципы астрологического искусства или науки? Единственным возможным ответом на этот вопросможет быть «да», но при этом необходимы некоторые уточнения. Каковы они, будет зависеть от того, что мы имеем в виду, когда говорим о христианстве и астрологии. Лишь в той степени, в которой нашепонимание каждого из этих явлений разумно, мы сможем выявить различия между ними и найти истину,позволяющую эти противоречия примирить.
Безусловно, существует представление, которое отрицает возможность совместимости христианства с астрологией. Я убежден, что в этом случае имеет место плохая интерпретация либо христианства, либо астрологии, поскольку и в том, и в другом содержится истина, а истина не можетпротиворечить самой себе. Тем не менее, каковы бы ни были метафизические объяснения, факт остается фактом: для многих умных, верных и честных людей примирение этих двух убеждений составляет источник глубокого личного страдания.
Ни одно человеческое существо в мире не способно адекватно воспроизвести другого человека. Поэтому единственно, чем я могу помочь, так это собственным опытом. Я укажу несколько причин, по которым я — католический священник, профессор философии и просто человек, изучающий астрологию, — не считаю эти три роли несовместимыми. Существует два вопроса, с которыми неизбежно сталкивается христианин в связи с астрологией. (Я опускаю проблему истинности астрологии, считая, что она доказана.) Эти два вопроса таковы: предполагают ли занятия астрологией приверженность другой религии, которая несовместима с христианским откровением в Вашем сердце; допускает ли трактовка астрологии, которой Вы придерживаетесь, свободу воли или она предполагает, что человеческая жизнь определяется звездным детерминизмом. Если хотя бы на один из этих вопросов Вы ответили «да», то это означает, что между астрологией и христианством для Вас существует неразрешимое противоречие. В противном случае ни в Священном Писании, ни в христианской традиции ничто не препятствует их мирному сосуществованию. Попробую это объяснить.
Астрология берет начало в дохристианские и даже в доиудейские времена. Она восходит к глубокойдревности и связана с такими религиями, как магизм, который существовал за тысячелетия до РождестваХристова. Христианство никогда не считало древнейшие религиозные верования просто ложными.Напротив, Церковь неоднократно подчеркивала, что эти религии содержали элементы огромной ценности, хотя, естественно, всегда утверждала, что в них отсутствовала полнота, данная в ОткровенииХриста. В древнем Риме планеты Марс, Венера, Юпитер и т.д. сделались богами, объектами поклонения. Отцы Церкви осудили это как поклонение идолам, хотя и не отрицали воздействия планет на Землюи даже людей. Звезды, чем бы они в действительности ни являлись, не могут заменить Бога Отца, который сотворил их и все сущее в мире. Звезды суть творения, и, с точки зрения христианина, поклонение им — суеверие, ибо поклонение подобает лишь одному Богу. В этом вопросе Церковь никогда не шла и не могла пойти ни на какие компромиссы. Кстати, Отцы Церкви полностью следовали традиции ветхозаветных пророков, утверждавших, что Яхве един, Он превыше всех псевдобогов.
С представлением о трансцендентности Бога тесно связано и представление о трансцендентности человека, точнее, воплощенного в нем духа. Человек не есть лишь плоть, тело среди тел, подверженное естественным законам физической природы. Благодаря присутствию духа он выше всех предопределений и абсолютно свободен в том, чтобы следовать за Богом. Следовательно, любая астрологическая теория, которая отождествляет тело и дух таким образом, что оба становятся для нее зависимыми от движений небесных тел, несовместима с христианским учением о трансцендентной духовной природе человека. Вследствие грехопадения человек отпал от первозданной славы, оказался не столь духовным и, следовательно, свободным, но все же в принципе остался таковым. И если он несвободен сегодня, то должен стремиться к этому, и благодать Спасителя помогает ему стать тем, чем он должен быть. Богословы в целом признают, что люди следуют наклонностям, направляемым небесными и другими силами, но они, как и астролог Птолемей, неизменно подчеркивают, что мудрыйчеловек управляет звездами.
Итак, главным для нас является различие между телом и духом. Человеческое тело является частью материальной природы и подвержено воздействию причинно-следственных сил, включая звезды и любые другие тела нашего мира. Если человек не развивается, то его духовная сила, хотя и реально существует, оказывается слаба, и не может самостоятельно подняться над потребностями тела. Поэтому натальная астрология достоверно характеризует нашу физическую внешность и даже характер, а также наследственность и окружение. Прогрессии и транзиты могут указать с большой вероятностьюна то, что предпримет тот или иной человек в данных условиях, особенно если он духовно неразвитая личность. Но все эти указания не являются абсолютно достоверными. Человек в принципе свободен, но мы никогда не можем со всей определенностью утверждать, что в каждом конкретном случае он неокажется свободен фактически. Кстати, эти фундаментальные основы христианского вероучения, видимо, и легли в основу запретов на предсказания судьбы, существующих в гражданском праве Англии и США.
Каждый человек способен в разной мере реализовать свою потенциальную свободу воли. Одни люди склонны придавать ей первостепенное значение, другие сводят ее к минимуму. Однако для человека, который верит в то, что звезды не лишают человека свободы воли, астрология и христианство вполне совместимы. Мне всегда казалось, что знание того, какие воздействия человек будет испытывать, и есть самый верный путь увеличить свободу действий. Ведь тот, кто заранее предупрежден, заранее вооружен.
После изложения основных аргументов, позволяющих христианину примирить веру в Христас астрологической практикой, я позволю себе обратиться к фрагментам работ признанных христианских авторитетов, в основном времен средневековья и Возрождения. Я делаю это по двум причинам. В то время христианская Церковь была более едина, чем сегодня. Поэтому мы можем не приниматьво внимание различия между конфессиями. В тот период астрология пользовалась наибольшей популярностью в интеллектуальных кругах Европы. Поэтому для многих ученых того времени была важна проблема примирения их веры с астрологической практикой. Кроме того, оказывается, наши предки были более широко мыслящими людьми, чем мы сегодня.
Начну с Фомы Аквинского — наиболее известного и признанного из средневековых богословов. Несомненно, что он придерживался тех взглядов на астрологию, которые изложены мною выше. Например, в своей последней и наиболее известной работе «Сумма теологии» Фома Аквинский отвечает на два ключевых вопроса, относящихся к обсуждаемой проблеме. Первый вопрос таков: «Являются линебесные тела причинами тех действий, которые происходят на Земле в земных телах?». Или более кратко: «Влияют ли звезды на движение земных тел?». Приведу суть его доводов, чтобы дать представление о ходе мысли, типичном для человека средневековья.
«В ответ должно быть сказано, что все многообразие исходит из единства, то, что неподвижно,имеет лишь одно положение, в то время как то, что подвижно, имеет много различных положений. Значит, надо принять, что в природе каждое движение происходит от того, что неподвижно. Следовательно, чем более неподвижными являются творения, тем более они служат причинами того, что более подвижно. Итак, небесные тела являются наиболее неподвижными (относительно) из всех физических тел, так как единственное движение, им присущее, ограничено их траекторией. Поэтому различные и многообразныедвижения земных тел могут быть сведены к движению небесных тел как их причине.»
Второй вопрос гласит: «Служат ли небесные тела причиной человеческих поступков?» Ответ Фомы Аквинского подчеркивает фундаментальное различие между телом, движение которого обусловлено, и духом, который свободен. При этом он также добавляет: «Следует, однако, знать, что небесные тела могут воздействовать на человеческий разум и волю косвенным и случайным образом. Это происходит в той мере, в какой ум и воля данного человека подвержены воздействию низших сил, связанных с еготелом.» Фома Аквинский делает важное замечание: «Нужно сказать, что люди в основном следуют своим страстям, которые являются порывами их чувственных желаний, и находятся под влиянием небесных тел; лишь немногие истинно мудрые противостоят этим страстям. Поэтому астрологи могут в большинствеслучаев правильно предсказать события, особенно для человечества в целом. Это гораздо сложнее сделать в предсказаниях относительно судьбы отдельного человека, ибо ничто не мешает ему противостоять страстям, проявляя свободу воли. Человек управляет звездами настолько, насколько онуправляет своими страстями». («Summa Theologiae», р. 542-543).
Позвольте обратиться и к другим авторитетам того времени, которые дают представления об общейточке зрения на астрологию христианского Запада в период с XII по XVII вв. Большая часть приводимых мною материалов почерпнута из исследования Линна Торндайка «История магии и экспериментальной науки». Эта книга — лучший англоязычный источник по истории астрологии того периода.
Учителем Фомы Аквинского был Альберт Великий, суждения которого об астрологии выдержаны в духе, традиционном для тех времен. Пожалуй, он даже более привержен астрологии, чем его ученик, и заходит столь далеко, что признает присутствие в астрологических образах неких оккультных сил. Так, Торндайк отмечает: «Поскольку небесные сферы и звезды являются инструментами и средой,посредством которых Первопричина творения управляет миром сотворенных созданий, то четыре стихии создаются вследствие небесных перемещений и растения, камни, минералы, животные, короче, все прочее, что существует внизу в мире, обусловлено движением этих тел наверху. Этот общий закон, гласящий, что мир природы и жизни на Земле управляется движениями звезд, снова и снова упоминается в работах Альберта, а его истинность подчеркивается и того чаще.»
Существует также огромное число менее известных средневековых авторов, которые не считалинесовместимыми астрологию и христианскую веру, но я приведу здесь лишь мнение Джона Данса Скотуса, умершего в начале XIV в. Скотус был главой францисканской школы богословия и пользовалсяне меньшим авторитетом, чем Фома Аквинский. Торндайк обобщает позитивные взгляды де Скотуса таким образом: «Более того, в трудах Данса Скотуса…мы встречаем концепцию, которая недвусмысленно признает ценность оккультных знаний… При этом астрология и алхимия прямо называются почтенными науками. Это отношение к астрологии и оккультным силам высказано в работах, подлинность которых не вызывает сомнений, а именно «Opus Oxonience» и «Reportata parisiensia». На вопрос, воздействует ли небо на дольний мир, Скотус отвечает утвердительно и почти одинаково в обеих работах… Более того, планеты воздействуют на смешанные тела, например, на испарения в воздухе, и на чистые и неодушевленные тела, такие как металлы, которые образуются в некоторых местах под воздействием небесных констелляций, имеющих отношение именно к этому, а не к иному месту на Земле, так как не Земля является активной силой, являющейся причиной этого многообразия». Скотус также пишет: «Я утверждаю, что они (звезды) воздействуют на одушевленные существа, изменяя качества смешанных тел таким образом, что они становятся послушны или несовместимы с душой, одухотворяющей данное тело. Таким образом, они действуют в сторону созидания или разрушения. Они могут также обострять или нарушать действие органов чувств, воздействуя на ум, и мы видим это в безумцах и лунатиках, чье воображение нарушено. Таким же образом и воля может быть поражена в известной мере. Звезды могут также изменять и чувство аппетита и вынуждать человека удовлетворять его вопреки указаниям разума, хотя воля человека при этом не может быть абсолютно подавлена и способна сопротивляться. Если быне свобода воли, человеческой, ангельской, Божественной ли, то все происходило бы обусловленно и ничто не было бы случайным». Естественные для Скотуса законы природы и свобода воли суть единственные факторы, определяющие любое действие.
В работах авторов XII и XIII вв. астрология получает наивысшее распространение, будучи самойблизкой к науке из всех магических дисциплин. Она претендует на изучение и открытие универсальных законов природы, посредством которых можно объяснить любое явление природы и оккультное влияние. И коль скоро эта концепция истинна, все прочие науки и магические дисциплины становятся как быразделами одной высшей науки — астрономии, или астрологии.
Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать по поводу взаимоотношений между христианской верой и астрологией. Я не коснулся вопроса о свидетельствах астрологии в Священном Писании, и сделалэто по двум причинам. Во-первых, данная тема слишком обширна и невозможно осветить ее в короткойстатье. Во-вторых, я не являюсь специалистом в области современных исследований Писания. Сегодня вряд ли возможно представить убедительные доводы за и против по любому вопросу, подобрав несколько цитат из английского перевода Библии. Современная наука относится к этому достаточно осторожно.Процитированные средневековые авторы, разумеется, были знатоками Библии, но не испытывали трудностей, сочетая ее свидетельства с верой и астрологией.
Кроме того, может возникнуть вопрос, каково отношение современного образованного духовенства к астрологической теории и практике. Мой личный опыт в основном ограничен Римской католической церковью, но у меня есть основания считать, что он отражает мнение Запада в целом: очень немногие священники воспринимают астрологию всерьез.
В основном они придерживаются распространенного в современной академической среде мнения, что астрология — вышедший из моды средневековый миф. Среди них есть и те, кто отрицают астрологию не потому, что она оскорбляет их веру, но потому, что она входит в противоречие с тем, что они считают разумным мышлением. Я един с ними в вере и не согласен с их аргументацией, но это уже спор академический, а не богословский. Шесть лет я преподаю астрологию в колледже Св. Петра, и покани один человек не дерзнул предположить, что этим я гублю чьи-то души. Конечно, многие считают, что у меня «не все дома», но это совсем другая история. В этой связи нельзя не отметить с благодарностьюприверженность колледжа принципу свободы, поскольку ни один человек не препятствовал мне преподавать «эту астрологическую чепуху» тем студентам (а их много), которые желают ее изучать. Мы действительно свободное сообщество ученых.
Мне кажется, что христианские астрологи должны заниматься именно разработкой доказательств истинности своей науки, которые придут из научных экспериментов и беспристрастныхумозаключений. Что касается богословских проблем, то вопрос разрешается сам собой, ибо всякая истина имеет один источник и никогда не противоречит самой себе. Я хочу закончить статью высказыванием раннего христианского автора, приведенного позднее Фомой Аквинским: «Все, что естьистина, как бы оно ни было сказано, сказано Духом Святым».